Наставничество
В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы.
Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.
Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенций.
Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся.
Наиболее эффективная стратегия, отвечающая вышеназванным целям и задачам, – это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка учащихся разных ступеней и форм обучения и педагогов.
В соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145 «Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» разработана дорожная карта по внедрению данной модели в МБОУ СОШ с.Киселёвка.
Целевая модель наставничества – это система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. С точки зрения системы наставничества целевая модель представляет собой совокупность структурных компонентов и механизмов, обеспечивающих реализацию наставничества и достижение поставленных результатов. С точки зрения наставничества как процесса целевая модель описывает этапы реализации программы и роли участников, организующих эти этапы.
Цель реализации целевой модели (программы) наставничества – повышение эффективности системы образования в МБОУ СОШ с.Киселёвка через:
● улучшение показателей МБОУ СОШ с.Киселёвка в образовательной, культурной, спортивной и других сферах;
● подготовку выпускника средней и старшей школы к самостоятельной жизни и успешному трудоустройству в мире нестабильности и неопределенности;
● раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого учащегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
● создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
● формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МБОУ СОШ с.Киселёвка, способного на комплексную поддержку ее деятельности.
Реализация целевой модели в МБОУ СОШ с.Киселёвка производится последовательно, для максимальной эффективности – по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов.
● Работа с внешней средой – вся деятельность, направленная на внешнее подкрепление программы: информационное освещение (начальный этап – привлечение участников программы и финальный – отчет о результатах и тиражирование успехов), привлечение ресурсов и экспертов для оказания поддержки и проведения оценки.
● Работа с внутренней средой – вся деятельность, направленная на внутреннее поддержание программы, организацию самого хода программы и взаимодействие со всеми ее участниками, а также на частичную оценку результатов.
Цикл наставничества в МБОУ СОШ с.Киселёвка включает семь этапов:
Этап 1. Подготовка условий для запуска программы наставничества:
● определение заинтересованных в реализации программы аудиторий,
● информирование этих аудиторий о возможностях наставничества и планируемых результатах,
● формирование команды организаторов и выбор куратора,
● определение необходимых для реализации программы ресурсов.
Этап 2. Формирование базы наставляемых через:
● материалы личных дел обучающихся;
● материалы, предоставленные классным руководителем;
● материалы, предоставленные школьным психологом;
● результаты опроса родителей;
● результаты профориентационных тестов;
● результаты опросов и анкетирования школьников и студентов.
Этап 3. Формирование базы наставляемых через:
● базу наставников-выпускников, заинтересованных в поддержке своей almamater, имеющих опыт взаимодействия с системой и разделяющих ее ценности;
● базу наставников-сотрудников близлежащих предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров (может пересекаться с базой выпускников);
● базу наставников-педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы.
Этап 4. Отбор и обучение наставников через:
● подготовку анкет и тестов для определения уровня готовности, компетенций и личной мотивации наставляемых,
● привлечение внешних и внутренних ресурсов для организации обучения наставников,
● проведение обучения наставников.
Этап 5. Формирование наставнических пар/групп через:
● подготовку инструментов для формирования пар/групп,
● проведение мероприятия / тестирования / встреч для формирования пар / групп,
● закрепление итогов мероприятия и пар / групп,
● психологическое сопровождение наставляемых, не сформировавших пару / группу, продолжение поиска наставника.
Этап 6. Организация работы наставнических пар / групп через:
● анализ компетенций и сильных сторон наставника и наставляемого,
● определение приоритетных целей развития наставляемого и общих задач пары / группы,
● предоставление наставникам методических рекомендаций, дополнительных материалов по работе с наставляемыми,
● организацию контроля за работой групп со стороны куратора,
● организацию регулярного сбора обратной связи,
● фиксацию промежуточных результатов наставнического взаимодействия.
Этап 7. Завершение наставничества через:
● определение форм представления результатов работы конкретной пары / группы,
● сбор обратной связи от участников программы,
● представление результатов программы всей организации,
● организацию и проведение финального мероприятия, на котором будут представлены результаты и награждены наставники,
● предоставление информации в муниципальные, региональные и всероссийские медиа для тиражирования результатов и привлечения новых участников, партнеров и спонсоров в следующий цикл наставнической программы.
Проблемы учащегося МБОУ СОШ с.Киселёвка, решаемые с помощью наставничества:
• низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успеваемость, отсутствие качественной саморегуляции;
• отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
• невозможность качественной самореализации в рамках стандартной школьной программы;
• отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;
• низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;
• кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
• конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;
• отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенции;
• высокий порог вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых школьников;
• падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки;
• проблемы адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
Отдельным блоком можно выделить проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Их включение в систему наставнических отношений будет способствовать качественному развитию системы инклюзивного образования в МБОУ СОШ с.Киселёвка с привлечением обыкновенных учеников.
Среди основных проблем:
• невключенность в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая учебная мотивация;
• коммуникационные проблемы, возможно возникающие вследствие непринятия ребенка коллективом.
С помощью внедрения наставнических программ в МБОУ СОШ с.Киселёвка можно добиться комплексного улучшения образовательных и экономических результатов. А также, что немаловажно на межличностном и социальном уровнях, таким образом можно сформировать устойчивые пути взаимодействия между отдельными системами и поколениями и чувство сопричастности к жизни и развитию региона.
Изменено: 07/02/2021 14:00
Наставничество. Нормативные документы